30.05.2024
Количество просмотров: 275
В настоящее время большинство компаний и индивидуальных предпринимателей должны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг за наличный расчет физическим лицам.
В Письме от 11.04.2024 № Д-5-20/55@ налоговая служба разъяснила порядок проверки бизнеса на соблюдение законодательства в части применения ККТ в 2024 году.
Напомним, что до конца текущего года продолжает действовать мораторий на проведение плановых налоговых проверок. Однако, несмотря на данные ограничения, у налоговых органов имеются другие способы проверки организаций и предпринимателей, такие как:
- профилактические мероприятия. Инспекторы проводят разъяснительные беседы с налогоплательщиками о правилах применения ККТ. Беседа может проходить очно или посредством видеосвязи. Обычно такие визиты назначаются, когда бизнес впервые регистрирует контрольно-кассовую технику. При этом о предстоящем визите налоговый инспектор обязан уведомить заблаговременно, а именно – не менее чем за пять дней;
- внеплановая документарная или выездная проверка. Подобные проверки согласовываются с руководителем Федеральной налоговой службы или его заместителем. Они могут быть проведены в случаях, если продавец не зарегистрировал ККТ вопреки имеющимся обязательствам или зарегистрировал, но не использует ее, а также если совершает иные нарушения требований по применению ККТ;
- выездное обследование и контрольная закупка. Налоговые инспекторы могут наблюдать за использованием ККТ в ходе выездного обследования. При возникновении подозрений о нарушениях они вправе провести контрольную закупку. Тем не менее налоговая служба рекомендует территориальным налоговым органам инициировать профилактические визиты до реализации контрольно-закупочных мероприятий.
Существуют категории бизнеса, которые освобождены от проверок по основаниям применения ККТ:
- мобилизованные индивидуальные предприниматели;
- аккредитованные ИТ-компании.
Если бизнес не отвечает двум условиям для проведения выездной проверки, налоговый инспектор может провести проверку только в случае получения жалобы на то, что предприниматель или компания работают без кассового аппарата. Получив такой сигнал, налоговый инспектор сначала собирает информацию о предприятии (ИП) в базе данных или в интернете, а затем запрашивает в Федеральной налоговой службе разрешение на проведение проверки.
Есть ряд признаков, по которым налоговые инспекторы в рамках удаленного наблюдения за ККТ вычисляют правонарушителей:
- информация об операциях по кассе в налоговую не поступает более 60 календарных дней. То есть у компании или ИП зарегистрирована ККТ, ведется деятельность, но при этом касса «молчит». Для налоговой это индикатор того, что выручку скрывают;
- доля возвратов составляет 30 % и выше от общего числа чеков, сформированных в течение 30 календарных дней. Такие частые возвраты наводят на подозрение, что происходит обналичивание денежных средств или другие махинации;
- большое количество ошибочных чеков, а именно доля чеков коррекции составляет 30 % и более от общего количества документов. В таком случае велика вероятность, что компания таким образом регулирует свою выручку и скрывает реальные доходы.
Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники или нарушения требований к применению кассы предусмотрены следующие административные штрафы:
-
для должностных лиц и предпринимателей – от 25 до 50 % суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;
- для малых предприятий (МСП) – от 37,5 до 50 %, но не менее 15 000 рублей;
- для средних и крупных организаций – от 75 до 100 %, но не менее 30 000 рублей.