Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 153000, г. Иваново, пер. Мархлевского, д. 17, пом. 18
  • +7(930)344-01-44
  • info@abif.ru

«Должная осмотрительность» при выборе контрагентов

При заключении финансово-хозяйственных договоров выбор добросовестных контрагентов является неотъемлемой частью успешного и развивающегося бизнеса.

Проверка благонадежности и деловой репутации контрагентов перед заключением сделки может исключить финансовые и налоговые риски.

Если компания проявила должную осмотрительность при выборе контрагентов и имеет соответствующие доказательства, то нередко это помогает отменить претензии налоговых органов в досудебном и в судебном порядках.

Что же такое должная осмотрительность и в чем она выражается? Как ее проявить, чтобы обезопасить себя от доначислений и штрафов? Как доказать, что компанией были приняты все возможные меры по проверке контрагентов?

В последнее время налоговые органы часто запрашивают у организаций и ИП информацию о том, каким образом была проявлена должная осмотрительность при выборе того или иного поставщика, исполнителя работ (услуг).

В Налоговом кодексе отсутствует понятие «должной осмотрительности», однако последствия все равно могут быть.

Впервые в налоговой практике это понятие появилось в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, которое подразумевает использование организацией комплекса мер для получения и проверки информации о контрагенте на предмет его благонадежности.

Непроявление должной осмотрительности может свидетельствовать о заключении сделок с недобросовестными контрагентами и получении необоснованной налоговой выгоды.

Верховный Суд Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2017) подтвердил необходимость учета должной осмотрительности налогоплательщика при оценке обоснованности налоговой выгоды, но также конкретизировал принципы такой оценки.

При выборе контрагента субъекты предпринимательской деятельности оценивают не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

10 марта 2021 года ФНС России выпустила письмо № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации», в котором служба наконец признала должную осмотрительность в качестве самостоятельного и обязательного теста налоговой выгоды, но предложила при этом руководствоваться новым стандартом – коммерческой осмотрительностью.

Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают комплекс мер по проявлению должной осмотрительности контрагентов.

Позиция ФНС России, изложенная в письме от 23 марта 2017 г. № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды», определяет особое внимание при проведении налоговых проверок следующим вопросам:

  1. Оценивать обоснованный выбор контрагента каждым плательщиков налогов.

  2. Рассматривать вопросы, касающиеся условий делового оборота.

  3. Определять характер сделки и привлекательность их совершения с коммерческой точки зрения. Также изучать деловую репутацию контрагента, возможности своевременно осуществлять платежи, наличие у контрагента необходимых ресурсов (штат сотрудников, транспортные средства, производственных мощности и пр.), которые будут способствовать достижению необходимого результата.

  4. Определять характер сделок и выяснять, были ли оформлены соглашения с контрагентами, которые в дальнейшем не исполняли свои обязанности.

ФНС было рекомендовано запрашивать у организаций выписку из ЕГРЮЛ, учредительные документы контрагентов, а также комплект документов информации, подтверждающих реальность заключения сделок:

  • наличие личных контактов руководителей или представителей контрагентов при подписании договоров;
  • приказ на руководителя контрагента и документ, подтверждающий его личность;
  • наличие у поставщиков офиса, производственных площадей, складов;
  • наличие необходимых лицензий, СРО и пр.;

Также необходимо изучить источник информации о данном контрагенте (СМИ, интернет-сайт), весь рынок, характеризующий данные услуги, и проверить переписку делового характера и др.

Комментирует эксперт Ассоциации профессиональных бухгалтеров и финансистов Ивановской области:

Обязанность по подтверждению достаточности и разумности принятых мер по проверке контрагента лежит непосредственно на налогоплательщиках.

Оценка деятельности контрагентов позволяет налогоплательщику самостоятельно оценивать свои налоговые риски и наличие потенциальных претензий со стороны налогового органа.

Мы рекомендуем перед началом договорных отношений с контрагентом оценить благонадежность контрагента на сервисе ФНС «Прозрачный бизнес» (https://pb.nalog.ru). На данном сервере можно посмотреть финансовые показатели контрагента, получить выписку из ЕГРЮЛ, проверить на «массовость» и дисквалификацию руководителей контрагентов, наличие ограничений в регистрационных вопросах.

Также из открытых источников сети Интернет можно проверить наличие судебных дел в отношении контрагента, судимости генерального директора, сведений о банкротстве.

Подтвердите обоснованность выбора конкретного поставщика (подрядчика). Это может быть сравнение с другими компаниями по ценам, условиям доставки, квалификации.

Документы о проверке контрагента на благонадежность оформляйте до заключения договора, делайте скриншоты и заверяйте их текущими датами.

По итогам такой самостоятельной проверки оформите справку и приложите документы, которые удалось собрать.

Запросите у контрагента учредительные документы, приказы на руководителя, лицензии, информацию о наличии необходимых ресурсов для выполнения условий договора (сотрудники, склады, транспортные средства, технические мощности и пр.).

Такими несложными действиями вы проявите должную осмотрительность при выборе контрагента и сможете избежать дополнительных вопросов со стороны налоговых органов.