С 1 июля 2020 года возобновлены выездные налоговые проверки, порядок проведения которых регулируется ст. 89 НК РФ.
Согласно п. 12 ст. 89 НК РФ, в ходе проведения выездной проверки налоговые инспекторы вправе истребовать необходимые для проверки документы (в т.ч. регистры налогового и бухгалтерского учёта) в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ.
Напомним, необоснованный отказ от представления запрашиваемых документов или представление их не вовремя (после 10 рабочих дней со дня получения требования) признаётся налоговым правонарушением. Это влечёт ответственность по ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый документ.
При этом существует арбитражная практика для ситуаций, когда штраф за отказ предоставлять истребуемые документы организациям удалось оспорить в суде. Рассмотрим одну из них подробнее (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2020 № Ф09-1131/2020).
Ситуация: организация не представила по требованию инспекции некоторые документы либо представила, но с нарушением установленных сроков. ИФНС выписала за это штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ – 200 руб. за каждый не представленный в срок документ. Поскольку документов истребовали много, общая сумма штрафной санкции (с учётом смягчающих обстоятельств: малый бизнес, первое нарушение, признание вины) получилась около 1 млн руб. Организация решила оспорить в суде часть штрафа за некоторые непредставленные регистры бухгалтерского учёта. По мнению налогоплательщика, штраф выписали, исходя из предположительного количества регистров, что незаконно.
Позиция проверяющих: ИФНС обоснованно истребовала регистры бухгалтерского учёта, отражающие факты деятельности организации. Это оборотно-сальдовые ведомости, анализ и карточки счетов, отчёты по проводкам, необходимые для исчисления и уплаты налогов. НК РФ не предусматривает, чтобы в самом требовании были конкретные реквизиты истребованных документов и их количество.
Позиция судей: суд отменил санкцию за непредставление регистров бухучёта. Итого общую сумму штрафа снизили до 320 тыс. руб.
Суд учёл, что в своем решении сотрудники ИФНС не указали, какие именно регистры они требовали (по каким счетам бухгалтерского учёта, за какие периоды) и какие из них организация не представила. Также ИФНС не привела нормативных или локальных актов, из которых бы следовало, что данная организация обязана вести определенный регистр и представлять его по требованию проверяющим.
Комментирует данную новость эксперт Ассоциации профессиональных бухгалтеров и финансистов Ивановской области:
В подобных ситуациях предприниматели должны быть готовы обосновывать свой отказ налоговикам в суде.
Налоговые инспекторы вправе выписать штраф по ст. 126 НК РФ только за непредставление документов, которые есть у организации. Как известно, все регистры бухгалтерского учёта, которые ведёт организация, закрепляются в её учётной политике (п. 4 ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.08 № 106н). То есть если регистр бухгалтерского учёта не утвержден в учётной политике, то формально он отсутствует. Следовательно, штрафа за его непредставление быть не должно.
Причём в ПБУ 1/2008 и Федеральном законе «О бухгалтерском учёте» от 06.12.11 № 402-ФЗ не сказано, какие именно регистры бухгалтерского учёта необходимо закреплять в учётной политике организаций (кроме организаций бюджетной сферы). То есть формы регистров бухгалтерского учёта организации определяют самостоятельно. Поэтому если организация фактически не использует какие-то формы, но утверждает их в учётной политике, рекомендуем их оттуда исключить.