Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 153000, г. Иваново, пер. Мархлевского, д. 17, пом. 18
  • +7(930)344-01-44
  • info@abif.ru

Изменения в работе с электронными подписями

Ранее квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (КЭП) предприниматели получали платно в удостоверяющих центрах.

С 1 июля право выпуска КЭП для бизнеса перешло и к ФНС. Услуга предоставляется бесплатно. Список инспекций ФНС для оформления подписи доступен по ссылке.

А уже с 01.01.2022 любые удостоверяющие центры не будут выдавать бизнесу сертификаты электронной подписи, поскольку только ФНС и доверенные лица будут вправе их выпускать (п. 14 ст. 1 Закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ). В настоящее время такой статус доверенного лица имеет только одна организация – АО «Росэлторг».

Закон не предусматривает возможность выдачи КЭП по доверенности (информация ФНС от 31.12.2020), поэтому придётся лично явиться в инспекцию ФНС. И оформить подпись юридического лица сможет лично тот, кто указан в ЕГРЮЛ, а на ИП и нотариуса – они сами.

Обращаем внимание, текущие сертификаты электронной подписи организаций/ИП, оформленные не в ИФНС, действуют лишь до 01.01.2022 (информация ФНС от 12.05.2021).

Ожидается, что новая КЭП подойдёт как для подписи документов, так и для аукционов, тендеров, закупок. И будет действовать 15 месяцев.

Физическое лицо, которое хочет оформить электронную подпись в ИФНС, например, для регистрации ИП, сделать этого не сможет. Ему необходимо обращаться в переаккредитованные удостоверяющие центры. Их список доступен по ссылке. Также в данных центрах оформляются подписи сотрудникам, действующим по доверенности. Если сотрудник подписывает документ от имени организации, то ему следует приложить машиночитаемую доверенность. Но работник может и как гражданин применять данную подпись (без машиночитаемой доверенности).

Итак, с 1 июля для оформления КЭП в инспекции ФНС необходимо (приказ ФНС России от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@):

  1. заявление;
  2. документ, удостоверяющий личность;
  3. СНИЛС;
  4. специальный USB-носитель ключевой информации с сертификатом ФСТЭК или ФСБ на него. Например, Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT и др.

Подтвердив личность, на данный носитель бесплатно запишут ключи электронной подписи и сертификат к ним.

Кроме специального носителя также может понадобиться лицензия «КриптоПро».

Таким образом, для получения КЭП по новым правилам, предпринимателям необходимо приобрести соответствующий носитель ключевой информации. И только если у Вас уже есть необходимый USB-носитель, сертификат на него и «КриптоПро», подпись действительно будет бесплатной.

Комментирует эксперт Ассоциации профессиональных бухгалтеров и финансистов Ивановской области:

Передача права выпуска КЭП от коммерческих удостоверяющих центров к ФНС – один из методов борьбы с «техническими компаниями» и «фирмами-однодневками», которые создаются для уклонения от уплаты налогов. Поскольку законом не предусматривается получение КЭП по доверенности, предпринимателям придётся лично явиться в ИФНС и подтвердить свою право- и дееспособность.

Если у предпринимателей действие подписи прекращается в июле-декабре 2021 или бизнес открыт в данный период, то выгоднее сразу оформить КЭП в налоговой инспекции.