Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 153000, г. Иваново, пер. Мархлевского, д. 17, пом. 18
  • +7(930)344-01-44
  • info@abif.ru

Риски при работе с самозанятыми

При заключении договоров/сделок с самозанятыми предприниматели получают ряд налоговых преимуществ, экономят ресурсную базу, но при этом возникают определённые риски. Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, появляется риск того, что самозанятый может утратить свой статус и стать обычным физическим лицом. А это влечёт за собой начисление и удержание НДФЛ, начисление и уплату страховых взносов за счёт средств заказчика, подачу сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.

Во-вторых, возможен риск переквалификации договора с самозанятым в трудовой. И он выше, чем при взаимоотношениях с другими субъектами предпринимательской деятельности.

Так, работа только с одним заказчиком, регулярность перечисления денежных средств, оплата в адрес самозанятых, сопоставимая с заработной платой сотрудников организации, всё это свидетельствует о возможной подмене трудовых отношений с целью ухода от уплаты НДФЛ и страховых взносов.

Налоговая служба указала следующие признаки подмены трудовых отношений договором об оказании услуг с самозанятыми (письмо ФНС от 16.09.2021 № АБ-4-20/13183@):

  1. регистрация в качестве самозанятого как обязательное требование заказчика;
  2. заказчик распределяет самозанятых по объектам/маршрутам;
  3. заказчик определяет график работы самозанятого и продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха;
  4. заказчик контролирует работу в процессе выполнения на объекте;
  5. самозанятый выполняет работу полностью материалами/ инструментами/оборудованием заказчика;
  6. порядок оплаты услуг самозанятому аналогичен порядку, установленному ТК РФ: периодичность, совпадение с графиком зарплаты и т.д.

Обращаем внимание, ФНС определяет организации с признаками подмены трудовых отношений сделками с самозанятыми на основании следующих критериев риска (информация ФНС от 20.01.2022):

  1. «Продолжительность работы» – использование труда самозанятых более трёх месяцев подряд.
  2. «Единственный источник дохода» – работа с одним заказчиком.
  3. «Признаки зарплаты» – оплата по данным из чеков, сформированных в приложении Мой налог.
  4. «Массовая постановка на учёт» – работодатель организует процедуру регистрации сотрудников в качестве самозанятых.
  5. «Массовые регистрации дохода» – при регистрации сотрудников как самозанятых используется один адрес электронной почты/одно техническое средство для формирования чеков.
  6. «Наличие групповых переходов» – переход сотрудника из одной организации в другую (подконтрольную), но уже в качестве самозанятого.
  7. «Периодичность выплат» – регулярность перечисления денежных средств в адрес самозанятых.
  8. «Прямые нарушения» – нарушение запрета на оказание услуг самозанятыми бывшим (менее двух лет) работодателям.

Если данные действия будут выявлены, бизнес попадёт в группу риска. И предпринимателю предложат уточнить налоговые обязательства. Также может быть организована проверка, которую сотрудники налоговой проведут совместно с трудовой инспекцией. По итогам проверки налоговый орган может переквалифицировать сделки с самозанятыми в трудовые отношения с доначислением налогов, взносов, штрафов, пеней.

Поэтому предпринимателям необходимо соблюдать определённые правила при работе с самозанятыми. Эксперты Ассоциации рекомендуют:

  1. Перед заключением договора с самозанятым проверить его статус по указанной ссылке https://npd.nalog.ru/check-status/ с учётом запрета на оказание услуг бывшим (менее двух лет) работодателям.
  2. Проверить предмет договора на запрещённые для самозанятого виды деятельности (ст. 4 Закона № 422 от 27.11.2018).
  3. Проверить, есть ли в договоре положения, косвенно указывающие на трудовые отношения: обозначен режим рабочего времени; названа должность исполнителя; прописано, что подрядчик подчиняется должностному лицу компании; отсутствуют сроки выполнения работ.
  4. Перед оплатой работ/услуг, подписанием акта о выполнении работ/оказании услуг или поставке товаров собственного производства ещё раз проверить статус самозанятого по указанной ссылке https://npd.nalog.ru/check-status/.
  5. Оформить факт проверки статуса самозанятого (например в виде скриншота экрана).
  6. После оплаты товаров/работ/услуг получить чек, который самозанятый формирует в приложении «Мой налог».
  7. Подтвердить накладной или актом о выполнении работ/оказании услуг сам факт исполнения договора, период и дату сотрудничества с самозанятым.

Проверить комплектность документов при работе с самозанятыми – договор, накладная, акт, оплата, чек.