Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 153000, г. Иваново, пер. Мархлевского, д. 17, пом. 18
  • +7(930)344-01-44
  • info@abif.ru

О новом законе о занятости населения: борьба с теневиками и доступ к налоговой тайне

10.04.2024

Количество просмотров: 31

Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает с начала 2024 года создание в регионах России специальных межведомственных комиссий по борьбе с нелегальной занятостью. Предполагается, что для выполнения своих обязанностей и функций комиссии смогут запрашивать у различных федеральных органов власти, органов местного самоуправления и внебюджетных государственных фондов информацию о работодателях и работниках, в том числе персональные данные и сведения, которые составляют налоговую тайну.

Налоговая тайна — это любые сведения о налогоплательщике, которые получили налоговая инспекция и другие госорганы. Например, данные первичных документов или сведения об открытых счетах. При этом за разглашение налоговой тайны без согласия налогоплательщика сотрудник налоговой или другого госоргана может получить штраф или даже лишиться свободы.

Согласно части 5 статьи 70 Федерального закона № 565-ФЗ доступ к налоговой тайне комиссиям открыт с 1 марта 2024 года.

Отметим, что, например, ранее Роструд получал лишь данные о численности сотрудников и их заработной плате в компаниях через ежемесячные и ежеквартальные отчёты, которые предоставляли работодатели. Однако для полного контроля за информацией этого недостаточно. Согласно данным Росстата, доля неофициальных выплат в России может достигать 20 %. При этом у Роструда ограничены возможности для проверки деятельности предприятий.

Министерство труда России утвердило Перечень сведений, которые налоговая служба передает в межведомственные комиссии субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости, а также в территориальные органы Роструда. Данный перечень сформирован для активной борьбы с нелегальной занятостью сотрудников и выплатами «серой» зарплаты.

Так, с 1 марта 2024 года ФНС России отправляет в межведомственные комиссии субъектов РФ и государственную инспекцию труда информацию о работодателях, у которых не менее чем 10 сотрудников получают заработную плату ниже установленного МРОТ (за исключением выплат по договорам гражданско-правового характера). И при этом такие работники составляют более 10 % от общего числа трудоустроенных.

Кроме того, инспекторы начинают передавать информацию о признаках, которые указывают на нелегальную занятость. Такая информация о работодателях представляется на основании решений по результатам налоговых проверок.

Следующие данные, которые налоговики по новому закону передают, это сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, которые работают более чем с 10 самозанятыми, у которых средняя продолжительность работы с указанной организацией (ИП) более 3 месяцев, а также среднемесячный доход самозанятых от этих организаций или ИП превышает 20 000 рублей.

Также будет раскрываться информация о работодателях, у которых разница в среднемесячном размере оплаты труда превышает 35 % от среднего значения этого показателя в конкретном субъекте Российской Федерации, определенного на основе места регистрации организации (или индивидуального предпринимателя) по виду экономической деятельности в соответствии с классификатором ОКВЭД. Не было уточнено, каким образом будет производиться расчет среднемесячной оплаты труда. Предполагается, что для этого будут использованы данные из регистра страховых взносов, которые будут сопоставлены с публикациями Росстата по региону.

По запросам комиссий и Роструда налоговая также будет передавать информацию о компаниях и ИП, применяющих онлайн-кассы.

Следует отметить, что выявление нарушений в виде выплаты «серой» заработной платы и подмены трудовых отношений договорами самозанятости может привести не только к начислению штрафов и пеней за прошлые периоды, но и к внеплановым проверкам организаций и ИП другими контролирующими органами, такими как прокуратура, Роструд и Пенсионный фонд. Это может повлечь за собой дополнительные штрафы и административные санкции.

Во избежание негативных последствий работодателям рекомендуется соблюдать трудовое законодательство, оформлять трудовые отношения с работниками в соответствии с установленными требованиями и выплачивать заработную плату в полном объеме, уплачивая все положенные налоги и взносы. В случае обнаружения нарушений целесообразно добровольно устранить их, избежав таким образом более серьезных последствий.