Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 153000, г. Иваново, пер. Мархлевского, д. 17, пом. 18
  • +7(930)344-01-44
  • info@abif.ru

Еще раз о практике уменьшения налоговых платежей по УСН при переезде в регионы России с пониженными налоговыми ставками

12.02.2025

Количество просмотров: 102

Законодатели 2024 г. посвятили настройке налоговой системы, которая затронула как глобальные вопросы (введение НДС для «упрощенцев»), так и устранение отдельных пробелов в законе, которые позволяли значительно экономить на платежах в бюджет при выборе теми же «упрощенцами» более привлекательного места ведения бизнеса.

Законом № 362-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятом 29.10.2024, внесены изменения в порядок применения с 2025 г. пониженных ставок по УСН, устанавливаемых субъектами федерации.

Цель изменений – исключение практики необоснованной перерегистрации бизнеса в субъектах Российской Федерации, в которых действуют пониженные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН.

Так, еще с 2016 г. законами субъектов Российской Федерации могли быть установлены налоговые ставки по УСН в пределах от 1 до 6 %, если объектом налогообложения являются доходы, либо в пределах от 5 до 15 %, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, в зависимости от категорий налогоплательщиков, либо налоговая ставка в размере 0 % для налогоплательщиков – впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность в определенных сферах деятельности.

В соответствии с действовавшей до 1 января 2025 г. редакцией п. 2 ст. 346.21 НК РФ сумма налога по УСН исчисляется налогоплательщиком в случае изменения места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя) в течение налогового периода по налоговой ставке, установленной законом субъекта Российской Федерации по новому месту нахождения (жительства).

Законом от 29.10.2024 № 362-ФЗ внесены изменения, предусматривающие уплату налогоплательщиками налога по УСН по новому месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) в случае, если налоговая ставка по новому месту нахождения (жительства) установлена субъектом Российской Федерации в меньшем размере, по налоговой ставке, установленной законом того субъекта Российской Федерации, на территории которого организация (индивидуальный предприниматель) ранее применяла УСН в течение 3 последовательных налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором было изменено место нахождения (жительства).

Однако не следует считать, что проблемы у предпринимателей возникли только с 2025 г. У налоговой могут возникнуть вопросы и по итогам 2022–2024.

В законодательном акте субъекта РФ, на основании которого налогоплательщика можно отнести к конкретной категории для применения пониженной ставки, сформулированы наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для налогоплательщиков этой категории. Такими признаками (свойствами) могут быть виды экономической деятельности, продукции, услуг, территория, на которой ведется деятельность, принадлежность к субъектам среднего или малого предпринимательства (включая микропредприятия), а также ограничения по доходам и численности работников.

По этим критериям и до нововведений налоговые органы оценивали налогоплательщика на соответствие конкретной категории и обоснованность применения им льготной ставки налога.

Еще в 2024 г. эксперты ассоциации предупреждали о необходимости перед принятием решения об изменении места нахождения предприятия (места жительства предпринимателя) проанализировать положения действующего регионального закона, установившего пониженные ставки по УСН, оценить возможность выполнения установленных требований для применения льготных налоговых ставок, чтобы избежать неприятностей.

В рекомендациях предлагалось избегать формального изменения места жительства (места нахождения) без фактического перевода бизнеса в другой регион, в котором действуют более привлекательные условия, поскольку такая ситуация не гарантирует отсутствие вопросов со стороны налоговых органов о законности применения пониженной ставки.

Рекомендации были основаны на имеющейся судебной практике. Так, в ходе рассмотрения одного из дел арбитражными судами установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, изменившим место жительства, являлось получение налоговой выгоды, заключающейся в применении пониженной ставки налога по УСН, без намерения получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, которая по месту регистрации налогоплательщиком не велась. Кроме того (!), судами учтено отсутствие бесспорных доказательств наличия у заявителя разумных экономических причин (деловой цели) для регистрации в качестве налогоплательщика на территории, отличной от места фактического жительства и осуществления деятельности (см. постановление АС Центрального круга от 24.05.2022 № Ф10-1544/2022 по делу № А83-14979/2021).

Еще раз в обоснованности данных рекомендаций можно убедиться на свежем примере (постановление Тринадцатого ААС от 13.12.2024 по делу № А42-10511/2023). Так, налогоплательщик с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в Белгородской области применяла упрощенную систему налогообложения. Затем, после изменения места жительства, была поставлена на налоговый учет в Управлении ФНС РФ по Мурманской области. Основным видом деятельности предпринимателя является розничная торговля лекарственными средствами в аптеках.

По итогам налогового периода предпринимателем по новому месту налогового учета представлена налоговая декларация по УСН, в которой налог был исчислен по пониженной ставке (1 %), предусмотренной законом Мурманской области. Однако по итогам камеральной налоговой проверки Управлением вынесено решение о доначислении налога по УСН с применением ставки 6 %, соответствующих сумм пени, привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.

Действительно, законом Мурманской области для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, установлена пониженная налоговая ставка в размере 1 %. При этом возможность применения указанной ставки обусловлена одновременным соблюдением двух условий: регистрация на территории Мурманской области и осуществление деятельности на территории Мурманской области.

Основанием для доначисления налога по УСН явился вывод налогового органа о необоснованном применении налогоплательщиком пониженной ставки по УСН (1 %), предусмотренной законом Мурманской области, поскольку фактическую предпринимательскую деятельность предприниматель осуществляла не на территории Мурманской области, а на территории города Санкт-Петербурга. Для подтверждения обоснования своих выводов налоговый орган проанализировал:

  • место нахождения контрольно-кассовой техники и недвижимого имущества. Всё расположено на объектах, находящихся в Санкт-Петербург;
  • данные расчетных счетов в банках. Налогоплательщиком получены доходы по эквайрингу (инкассации) по ККТ, зарегистрированной налогоплательщиком на объектах, находящихся на территории Санкт-Петербурга;
  • данные лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Лицензия выдана Комитетом по Здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, в ней определены адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности на территории Санкт-Петербург. А также учтено отсутствии информации о выдаче лицензии на осуществление фармацевтической деятельности на территории Мурманской области;
  • взаимоотношения с контрагентами. Контрагенты подтвердили, что доставка лекарственных препаратов производилась продавцами по адресам аптек предпринимателя в г. Санкт-Петербурге;
  • справки о выплаченных физическим лицам доходах. В соответствии с представленными справками о доходах физических лиц, все работники предпринимателя в проверяемом периоде зарегистрированы по месту жительства за пределами Мурманской области, получали доход от исполнения трудовых функций за пределами Мурманской области.

Судами оценены как фактические обстоятельства осуществления предпринимательской деятельности и получения доходов за пределами Мурманской области, при этом доводы налогоплательщика о ведении на территории области иных видов деятельности отклонены в связи с формальностью взаимоотношений с контрагентами, так и нормы закона Мурманской области, регулирующие порядок применения пониженной налоговой ставки. С учетом того, что возможность применения пониженной ставки (1 %) обусловлена одновременным соблюдением двух условий: регистрации на территории Мурманской области и осуществления деятельности на территории Мурманской области – суды сделали вывод о том, что данная ставка подлежала применению в том налоговом периоде, в котором налогоплательщиком выполнены условия, определяющие право налогоплательщика на ее применение. Одно из обязательных условий (осуществление деятельности в Мурманской области) налогоплательщиком не было выполнено.

Вот к чему приводит невнимательность при планировании последствий своей деятельности и недооценка возможностей налоговых органов!