Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 153000, г. Иваново, пер. Мархлевского, д. 17, пом. 18
  • +7(930)344-01-44
  • info@abif.ru

Обзор последних изменений в законодательстве о воинской обязанности и ведении воинского учета

01.09.2023

Количество просмотров: 499

В последнее время законодательство о воинской обязанности и воинском учете претерпевает масштабные изменения, последние из которых произошли в июле и августе 2023 г. Для наглядности данные изменения можно разделить на три блока, исходя из источника, в который они внесены. Рассмотрим их.

Блок первый. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности).

  1. Важнейшей новеллой, внесенной в данный Закон, является повышение верхнего предела призывного возраста. Если ранее призыву на военную службу подлежали граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, то сейчас – от 18 лет до 30 лет. Указанная норма вступит в силу с 1 января 2024 г. На практике возник логичный вопрос: что же делать тем лицам, которым 27 лет исполняется в текущем году? Как пояснил статс-секретарь – заместитель министра обороны России Николай Панков 28 июля, граждане, достигшие в 2023 году 27 лет, не будут подлежать призыву и направятся в запас. Все, кто будут зачислены в запас, включая 31 декабря этого года, не будут подлежать призыву. По словам заместителя главы Минобороны, указанная информация доведена до военных комиссариатов в субъектах РФ. Примечательно, что изначально предполагалось поэтапное изменение и нижней границы призывного возраста до 21 года, однако соответствующих изменений на данный момент не принято.
  2. Следующее изменение коснулось порядка применения ограничительных мер, предусмотренных ст. 7.1 Закона о воинской обязанности. Так, если ранее запрет на выезд из РФ гражданам, подлежащим призыву, возникал со дня, когда повестка считалась врученной, то теперь запрет будет действовать со дня размещения в отношении этих граждан повестки военного комиссариата в общедоступном реестре направленных (врученных) повесток (далее – Реестр повесток). Данная норма вступила в силу 4 августа 2023 г. Однако отметим, что до начала эксплуатации Реестра повесток применяются временные переходные правила. В этот период запрет на выезд из России будет применяться со дня направления повестки призывнику либо со дня непосредственного вручения повестки работником военкомата лично под расписку. Виды ограничительных мер, поименованные в п. 4 ст. 7.1 Закона о воинской обязанности, оставлены без изменения. Однако теперь они распространяют свое действие как на граждан, состоящих на воинском учете, так и на граждан, не состоящих, но обязанных состоять на нем.
  3. Ряд существенных изменений внесен в Раздел V.1. «Обжалование отдельных решений, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом». Конкретизировано лицо, обладающее правом на обжалование решений, указанных в п. 4. ст. 35.2 Закона о воинской обязанности, – это гражданин, состоящий на воинском учете или не состоящий, но обязанный состоять на нем, и в отношении которого приняты упомянутые выше решения. Пожалуй, одно из самых дискуссионных нововведений касается лиц, уполномоченных на подачу жалобы. Уточним, что в соответствии со ст. 35.3 Закона о воинской обязанности, действующей в предыдущей редакции, таким правом обладал сам гражданин и его полномочный представитель. В новой редакции законодатель данное право оставил за гражданином и его законным представителем, исключив слово «полномочный». В свою очередь, полагаем, что говорить о том, что рассматриваемое изменение лишает право гражданина (призывника) на юридическую помощь, неуместно, поскольку прямого запрета этого данная норма и иное нормативно-правовое регулирование не содержат, а институт представительства гарантирован нормами гражданского законодательства. Кроме того, в Госдуму уже внесен законопроект, который предлагает заменить слово «законный» словом «полномочный» (Проект федерального закона № 416987-8). Помимо прочего, изменения коснулись содержания самой жалобы и порядка ее рассмотрения, а календарные дни, касаемо данного раздела, заменены рабочими.

Блок второй. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».

5 августа 2023 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211, которое изменило порядок ведения организациями (далее по тексту также – работодатели) воинского учета военнообязанных сотрудников.

Итак, в настоящее время постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки указанных граждан, по общему правилу, осуществляются на основании сведений о гражданах, содержащихся:

  1. в государственном информационном ресурсе, содержащем сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета (далее – госинформресурс);
  2. в иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, и сведениях, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому обследованию, а также по профессиональному психологическому отбору граждан, которые проводятся при последующей явке гражданина в военный комиссариат.

Оповещение граждан о постановке на воинский учет, снятия с него и т. д. без личной явки происходит автоматически, через Реестр воинского учета, в электронной форме, с использованием Единого портала госуслуг, или при наличии технической возможности, – с использованием регионального портала госуслуг.

Работодателям в первую очередь необходимо обратить внимание на изменения, касающиеся порядка вручения повесток и ведения первичного воинского учета в организациях.

Нововведение предусматривает, что работодатели в лице руководителей или других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц организации обязаны вручать работникам повестки лично не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки в военный комиссариат, указанного в повестке.

Если работник откажется от получения повестки, она будет считаться врученной в день такого отказа. При этом работодатель обязан проинформировать военкомат об отказе. Для этого на повестке необходимо проставить отметку с датой отказа, указать должность, подпись и ФИО лица, вручавшего повестку, а также подписи и ФИО присутствовавших при этом свидетелей. Далее повестку с отказом от ее получения необходимо направить в военкомат не позднее дня, назначенного для явки в военный комиссариат.

Отметим, что форма повестки также изменена (Приложение № 11 к постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).

Если работодатель не вручит повестку работнику, она будет считаться врученной работнику по истечении 7 дней с даты ее размещения в Реестре повесток.

Работодатель (ответственное лицо за ведение воинского учета, сотрудники) должен направлять в военкоматы или органы местного самоуправления:

  • сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету – в течение 5 дней с даты их приема на работу или увольнения;
  • сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, – в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений.

Следует отметить, что если иные нормы рассматриваемого Положения конкретизируют дни как рабочие, то поименованные выше – нет.

Теперь работодатель в случае необходимости (для призывников в обязательном порядке) в целях постановки на воинский учет извещает граждан не только о необходимости личной явки в военкоматы или органы местного самоуправления, но и о возможности направления необходимых сведений в военный комиссариат в электронной форме с использованием портала госуслуг.

С 5 августа 2023 г. для работодателей отменена обязанность по представлению в военкоматы списков работников мужского пола. Раннее данная норма была закреплена в подп. «в» п. 32 Положения о воинском учете.

Также внесены изменения в форму, по которой работодатели сообщают в военкомат о приеме на работу и об увольнении сотрудников. В настоящее время не требуется указывать код военно-учетной специальности, но необходимо указать серию и номер паспорта гражданина, СНИЛС и полную дату рождения (Приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).

Отметим, что ведение воинского учета обязательно для всех организаций, кроме индивидуальных предпринимателей.

Блок три. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 31.07.2023 № 404-ФЗ, который в значительной степени ужесточил административную ответственность работодателей за нарушения в сфере воинского учета, а также вводит для них новые составы административных правонарушений. Изменения вступают в силу 1 октября 2023 г.

В КоАП РФ появится новая статья 19.38, которая предусматривает ответственность за неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации в виде штрафа:

  • на должностных лиц организаций – в размере от 60 000 до 80 000 рублей;
  • на организации – в размере от 400 000 до 500 000 рублей.

Многократно увеличатся для работодателей штрафы по ст. 21.1 КоАП РФ (непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет) и ст. 21.2 КоАП РФ (неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет). В настоящее время данные правонарушения влекут наложение на организации штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей. С 1 октября 2023 года за эти нарушения будет грозить штраф:

  • для должностных лиц организаций – в размере от 40 000 до 50 000 рублей;
  • для организаций – в размере от 350 000 до 400 000 рублей.

В новой редакции будет действовать ст. 21.4 КоАП РФ, предусматривающая штрафы за непредставление в военкоматы сведений, необходимых для ведения воинского учета. С октября 2023 г. данное нарушение повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций – в размере от 40 000 до 50 000 рублей (в действующей редакции максимальный штраф составляет 5 000 рублей).

В заключении стоит отметить, что серьезное ужесточение мер ответственности за соблюдение законодательства о воинской обязанности и ведении воинского учета свидетельствует о необходимости такого же серьезного подхода со стороны работодателей к его исполнению.

Во избежание ответственности необходимо регулярно отслеживать не только многочисленные нововведения, но и их правоприменение, осуществлять мониторинг официальных разъяснений и рекомендаций уполномоченных органов, поскольку на текущий момент остается немалое количество дискуссионных вопросов, как новые нормы порядка ведения воинского учета правильно применять на практике.