Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 153000, г. Иваново, пер. Мархлевского, д. 17, пом. 18
  • +7(930)344-01-44
  • info@abif.ru

Каких проверочных мероприятий ждать бизнесу в сфере применения контрольно-кассовой техники (ККТ)

С 01.03.2022 федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее ¬ Федеральный закон № 248-ФЗ). Во исполнение требований указанного закона Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 272 принято Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Общие правила рассматриваемого контроля (надзора) содержит Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Цель контроля – побуждение к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизация потенциальной выгоды от нарушений этих требований.

Соответствующий контроль организаций и предпринимателей проводят налоговые органы.

Проведение внеплановых проверок за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ допускается только по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, и при условии согласования с органами прокуратуры. Данное требование установлено абз. 8 подп. «а» п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Исключения из этого правила поименованы в ч. 7 ст. 75 Федерального закона № 248-ФЗ.

С 05.03.2022 налоговый орган уполномочен на следующие контрольные мероприятия:

  • контрольная закупка;
  • документарная проверка;
  • наблюдение;
  • выездное обследование;
  • выездная проверка.

Контрольная закупка может проводиться двумя способами: осмотр или эксперимент. Например, инспекторы с целью установления факта выдачи или невыдачи проверяемым кассового чека покупателям могут вести за ним наблюдение или под видом тайного покупателя самостоятельно приобрести товар. Если это не дистанционная закупка, то присутствовать при данном мероприятии должны два свидетеля или два инспектора. В противном случае ведется видеозапись. Лицо, в отношении которого ведется контроль, о проверочном мероприятии не уведомляется.

Документарная проверка предоставляет проверяющим право на получение от проверяемого письменных объяснений, истребование у него документов, проведение экспертизы. Проводить документарную проверку можно не дольше 10 рабочих дней. В этот срок не включают периоды между моментом запроса информации и моментом её получения налоговым органом.

Наблюдение – это получение и анализ сведений о проверяемом лице. Закон предоставляет право контролирующему лицу на получение о Вас информации не только при межведомственном взаимодействии, но и из информационных систем, интернета, а также путем фото- и видеосъемки. Для наблюдения не требуется решение уполномоченного лица о проведении контрольных мероприятий. Если при наблюдении налоговый орган обнаружит нарушения, то он либо принять решение о проведении внеплановой проверки, либо объявить Вам предостережение, либо выдать предписание, которое обязательно для исполнения и может быть оспорено в установленном законом порядке.

Выездное обследование проводят на объектах, предназначенных для неограниченного количества лиц. Осуществляют осмотр, и при выявлении признаков нарушений контролирующие лица могут перейти к контрольной закупке. Также выездное обследование имеет место как дополнительное мероприятие в целях уточнения адреса и наименования организации или предпринимателя. Данное мероприятие не требует ни предварительного уведомления проверяемого, ни соответствующего решения уполномоченного лица.

Выездная проверка позволяет провести контролирующему лицу следующие действия: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, экспертизы, эксперимент. Срок проведения проверки не более 10 рабочих дней. Если компания работает на территории нескольких субъектов РФ, для каждого филиала, представительства, подразделения или производственного объекта срок устанавливают отдельно.

Важно помнить, что при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, а внеплановые выездные проверки проводятся без уведомления проверяемого лица. Таким образом, налоговый орган при наличии у него оснований может прийти к Вам в любой момент, при этом проверить любой период. Однако стоит понимать, что срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с применением ККТ, составляет один год. Этот срок начинает исчисляться со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении ¬ со дня его обнаружения проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.2022 № 19-П).

В силу абз. 4 п. 2 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ налоговые органы вправе производить выездные проверки соблюдения требований законодательства о применении ККТ по месту нахождения налогоплательщика или месту установки контрольно-кассовой техники, в том числе в жилых помещениях.

Перечисленные выше контрольные мероприятия налоговый орган проводит при наличии зарегистрированных касс и при одновременном отсутствии в течение 60 календарных дней в автоматизированной информационной системе налоговых органов фискальных данных. Это официальный индикатор, утвержденный Приказом Минфина России от 01.03.2022 № 27н.

Однако, несмотря на существование лишь одного такого индикатора, как показывает практика, поводом для начала проверочных действий могут послужить и иные обстоятельства, например:

  • жалоба покупателя на невыдачу ему чека;
  • задекларированная прибыль значительно ниже, чем у соответствующих субъектов по региону;
  • задекларированная прибыль не соотносится с прибылью по чекам, и разница составляет более 5%.

Основанием для сосредоточенного внимания со стороны налогового органа станет и некорректность реквизитов в чеке или использование старого формата фискальных данных.

Штраф могут наложить за следующие правонарушения:

1. Неприменение контрольно-кассовой техники.

Данное правонарушение предусмотрено ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и влечет наказание:

  • для должностных лиц (предпринимателей) ¬ от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
  • для юридических лиц ¬ от 3/4 до одного размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

Административный штраф могут заменить предупреждением, если правонарушение совершено впервые и соблюдены все иные необходимые условия для замены, предусмотренные КоАП РФ.

Повторное совершение этого правонарушения, если сумма расчетов без применения ККТ составила в том числе в совокупности 1 000 000 руб. и более, влечет:

  • дисквалификацию должностных лиц на срок от одного года до двух лет;
  • административное приостановление деятельности на срок до 90 суток в отношении предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

2. Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, сроков и условий перерегистрации, а также порядка и условий ее применения.

Данное правонарушение предусмотрено ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ и влечет наказание:

  • для должностных лиц (предпринимателей) ¬ предупреждение или административный штраф в размере от 1 500 руб. до 3 000 руб.;
  • для юридических лиц ¬ предупреждение или административный штраф в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.

Нарушение в виде отсутствия в чеке номенклатуры товара (услуги) также влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.

3. Непредставление организацией или предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков.

Данное правонарушение предусмотрено ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ и влечет наказание:

  • для должностных лиц (предпринимателей) ¬ предупреждение или административный штраф в размере от 1 500 руб. до 3 000 руб.;
  • для юридических лиц ¬ предупреждение или административный штраф в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.

Правонарушение в виде непредоставления в установленный срок фискальных данных и отчета о закрытии фискального накопителя налоговым органом квалифицируется также по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ.

4. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию, иными словами невыдача кассового чека.

Данное правонарушение предусмотрено ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ и влечет наказание:

  • для должностных лиц (предпринимателей) ¬ предупреждение или административный штраф в размере 2 000 руб.;
  • для юридических лиц ¬ предупреждение или административный штраф в размере 10 000 руб.

Отметим, что если Вы относитесь к социально ориентированным некоммерческим организациям или являетесь субъектами малого и среднего предпринимательства, отнесенными к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и включены в соответствующие реестры на момент совершения правонарушения, административный штраф по поименованным выше правонарушениям назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

Если Вами все-таки совершены описываемые правонарушения, существует ряд действий, которые помогут избежать привлечения к ответственности:

  • если нарушение можно исправить путем формирования кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции), следует совершить это действие и данный чек направить в налоговый орган;
  • если совершение указанного выше действия невозможно, но в отношении Вас еще не вынесено постановление о привлечении к ответственности, то самостоятельно, добровольно и незамедлительно исправьте это нарушение и в течение трех рабочих дней с момента исполнения обязанности заявите в налоговый орган через кабинет ККТ о совершенном правонарушении (подп. 7 п. 1, п. 16 Приложения к Приказу ФНС России от 19.07.2021 № ЕД-7-20/673@).

В обоих случаях имеют принципиальное значение следующие факты:

  • на момент получения чека коррекции налоговый орган не знал о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы подтверждают факт правонарушения.

Данные действия с Вашей стороны будут законны и регламентированы примечанием к ст. 14.5 КоАП РФ.

Помимо контрольных мероприятий, налоговые органы наделены полномочиями по проведению профилактических мероприятий в виде:

  • информирования контролируемых лиц;
  • обобщения правоприменительной практики;
  • объявления предостережения;
  • консультирования;
  • совершения профилактических визитов.

Перечисленные профилактические мероприятия не вызывают санкций в отношении организаций и предпринимателей.

В заключение отметим, что законодательное совершенствование надзорной деятельности рассматриваемой сферы имеет важное значение. Например, введение нормы о непроведении плановых мероприятий относительно соблюдения обязательных требований об использовании ККТ является абсолютно логичным, поскольку современная ККТ имеет фискальный накопитель, и информация о расчетах автоматически передается в налоговый орган посредством оператора фискальных данных. Налоговые органы уже в свою очередь имеют все возможности проверять производимые расчеты в онлайн–режиме, и действия по проведению дополнительных проверочных мероприятий излишни. Данное нововведение позволяет экономить разные ресурсы, в том числе временные и экономические, как со стороны контрольных лиц, так и со стороны контролируемых. Конкретизировав предмет контроля и надзора, законодатель включил в его цель не только обеспечение порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у предпринимателей, но и обеспечение интересов граждан и организаций/предпринимателей, защиты прав потребителей. Утвержденный порядок направлен как на налаживание самого процесса проверочных действий, так и на повышение профессиональной грамотности организаций/предпринимателей в сфере использования ККТ, тем самым минимизировав допускаемые последними нарушения обязательных требований законодательства.