29.07.2024
Количество просмотров: 132
Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2024 № 301-ЭС23-26689 по делу № А38-5256/2022 принято интересное определение. Коллегия рассмотрела кассационную жалобу налогоплательщика (далее – Налогоплательщик, Общество) на постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа.
Суть спора
На основании решения налогового органа от 26.11.2018 в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка. По итогам проверки налоговым органом принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.05.2022. Результатом выездной проверки стали значительные доначисления налогов, пени и штрафа.
После вступления в силу решения налоговый орган принял меры по принудительному взысканию. Обществу направлено требование об уплате налогов и в связи с его неисполнением вынесено решение о взыскании их за счет денежных средств на счетах в банках (далее – решение о взыскании), а также выставлены инкассовые поручения к расчетному счету (далее – инкассовые поручения).
Обращаясь в суд с требованиями о признании решения о взыскании и инкассовых поручений не подлежащими исполнению, Общество указало, что налоговый орган нарушил сроки проведения выездной налоговой проверки более чем на два года, в связи с чем утратил право на принудительное взыскание задолженности по налогам, пени, штрафу, начисленным по результатам проверки.
Решение первой инстанции
Суд первой инстанции (поддержанный апелляционной), удовлетворяя требования Общества, исходил из того, что при расчете предельного срока на вынесение и вступление в законную силу решения по результатам налоговой проверки, а также срока на выставления требования и решения о взыскании доначисленных сумм в принудительном порядке необходимо учитывать сроки не в их фактической продолжительности, а в той продолжительности, которая установлена Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).
Проанализировав материалы налоговой проверки, суды установили, что при соблюдении установленных НК РФ сроков осуществления контрольных мероприятий после начала выездной налоговой проверки 26.11.2018 меры по принудительному взысканию доначисленных сумм недоимки, пени и штрафов должны были быть приняты налоговым органом не позднее 07.09.2022, в то время как решение о взыскании принято и инкассовые поручения направлены 24.10.2022, в связи с чем они не подлежали исполнению.
Мнение кассации
Суд округа, отменяя судебные акты, принятые судами первой и апелляционной инстанций, и принимая решение об отказе в удовлетворении требований Общества, исходил из того, что при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке в первую очередь подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога.
Так как налоговым органом соблюдены сроки направления требования, принятия решения о взыскании, установленные статьями 46 и 70 НК РФ, исчисленные со дня, когда решение налогового органа фактически вступило в силу, – 09.09.2022, без учета нарушения сроков проведения самой налоговой проверки и рассмотрения ее результатов, суд округа пришел к выводу о том, что решение о взыскании и инкассовые поручения приняты в соответствии с законом и подлежали исполнению Обществом, и признал ошибочными выводы судов нижестоящих инстанций об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания задолженности.
Точки над «i» в споре, в т. ч. судов, расставила Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда. Коллегия поддержала первую судебную инстанцию, и, принимая решение в пользу налогоплательщика, подтвердила, что при расчете предельного срока на вынесение и вступление в законную силу решения по результатам налоговой проверки, а также срока на выставление требования и решения о взыскании доначисленных сумм в принудительном порядке необходимо учитывать сроки не в их фактической продолжительности, а в той продолжительности, которая установлена Налоговым кодексом, а также дополнительно отметила следующее.
По смыслу положений законодательства о налогах и сборах регламентация сроков взыскания налогов, так же как и сроков проведения налоговых проверок, имеет общие итоговые цели, поскольку направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на обеспечение правовой определенности.
Исходя из этого, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем сроки совершения принудительных мер учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Таким образом, если сроки совершения определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля, в том числе сроки рассмотрения материалов проверки и принятия решения по ней, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом, в своей совокупности превысили двухлетний срок, предусмотренный абзацем третьим пункта 1 статьи 47 НК РФ (примечание эксперта: в действующей редакции НК РФ ограничение возможности взыскания пределами двух лет содержится в п. 4 ст. 47 НК РФ), то в таком случае налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание задолженности как в бесспорном, так и в судебном порядке.
В рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговым органом сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных статьями 100-101 НК РФ, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней.
Уже ко дню направления требования об уплате налогов и принятия впоследствии решения о взыскании и выставления инкассовых поручений возможность принудительного взыскания задолженности с общества была заведомо утрачена управлением, в связи с чем оспариваемые акты налогового органа не имели юридической силы и не подлежали исполнению.
Вывод
Рассмотренный в комментируемом Определении спор показывает, что у судов отсутствует единое понимание правовых позиций высших судебных инстанций по вопросу исчисления предельного срока на взыскание налога.
И еще, налогоплательщику не надо сдаваться до последнего даже в ситуациях, когда кажется, что все пропало и спор проигран. Внимательно следите за сроками проверки, принятия мер взыскания, но не создавайте искусственных препятствий проверяющим с целью затягивания сроков осуществления ими мер налогового контроля, это не поможет.