18.11.2022
Количество просмотров: 420
Ранее воинскому учету не уделялось должного внимания, но текущая ситуация изменила подход к данному вопросу, и сейчас компании чувствуют острую необходимость в том, чтобы разобраться в порядке надлежащей организации воинского учета.
Основные аспекты ведения воинского учета организациями рассматривает эксперт Ассоциации профессиональных бухгалтеров и финансистов Ивановской области.
Воинский учет является формой реализации гражданами обязанности по защите Отечества, установленной ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, и представляет собой комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений о количественном составе и качественном состоянии призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Воинский учет граждан осуществляется:
1. по месту жительства и (или) месту пребывания (на срок более 3 месяцев) или месту прохождения альтернативной гражданской службы – военными комиссариатами и (или) органами местного самоуправления;
2. по месту учебы – образовательными организациями;
3. по месту работы – организациями.
В последнем случае работодателю необходимо учитывать следующие обстоятельства:
Требования к работодателям по организации осуществления воинского учета закреплены в п.п. 12-13 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение о воинском учете).
Условно действия работодателей по организации воинского учета можно разделить на 7 шагов.
1. Назначение ответственного лица.
Ответственным лицом может быть как директор организации, так и иное назначенное должностное лицо. Во втором случае рекомендуем ввести в штатное расписание должность «специалист по воинскому учету».
Количество работников, осуществляющих рассматриваемый учет, определяется исходя из количества сотрудников организации, состоящих на нем по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Например:
менее 500 граждан |
1 работник, выполняющий обязанности по совместительству |
от 500 до 2000 граждан |
1 освобожденный работник |
от 2000 до 4000 граждан |
2 освобожденных работника |
на каждые последующие 3000 граждан |
1 освобожденный работник |
При наличии в организации двух и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение – военно-учетный стол.
Далее, необходимо разработать должностную инструкцию для ответственного лица и представить её в военкомат при согласовании кандидатуры. Отметим, что соответствующее согласование требуется как при назначении ответственного лица, так и при его перемещении и увольнении.
При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.
2. Издание приказа об организации воинского учета.
Пунктом 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.07.2017 (далее – Методические рекомендации),предусмотрена обязанность каждой организации по разработке приказа об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе.
Форма данного приказа приведена в приложение № 4 к Методическим рекомендациям.
Проект приказа согласовываем:
Назначение работника как временно исполняющего обязанности специалиста по воинскому учету в случае временного убытия последнего осуществляется также путем издания приказа.
3. Утверждение руководителем организации плана работы по воинскому учету.
Обращаем внимание на следующие обстоятельства:
Дополнительно отметим, что в плане указываются мероприятия, их периодичность и ответственные лица. Отметки о выполнении плана проставляются чернилами (ручкой).
4. Постановка на воинский учет.
На данном этапе в первую очередь определяем «место» постановки на учет. Им может быть:
Далее, заполняем карточку учета организаций форма № 18 (3 экземпляра).
При явке на постановку на учет дополнительно имеем при себе:
5. Организовываем рабочее место лица, ответственного за воинский учет.
Данный процесс предполагает совершение действий, обеспечивающих непосредственно сохранность документов по воинскому учету, а именно:
6. Утверждаем номенклатуру дел по воинскому учету.
Номенклатура дел – это порядок, регламентирующий распределение документов по папкам, описывающий содержимое каждой папки и каждого дела.
Ответственному сотруднику необходимо сформировать четыре папки:
1. Руководящие и регламентирующие документы воинского учета (первая папка).
Данная папка может состоять из четырех блоков:
1. Нормативно–правовые акты (НПА). Любой процесс организации воинского учета происходит в строгом соответствии с нормативно–правовой базой, которую необходимо знать каждому ответственному лицу и отслеживать все изменения в ней.
В данной папке, например, рекомендуется иметь:
- Федеральный конституционный закон «О военном положении»;
- Федеральный закон «Об обороне»;
- Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;
- выписку из КоАП РФ об ответственности за нарушение гражданами правил воинского учета;
- Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663;
- Положение о проведении военных сборов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333.
2. Локальные акты (ЛНА). В данной папке рекомендуется хранить, например, положение о воинском учете.
3. Документы по организации воинского учета. К ним, в частности, относим карточки формы № 18, приказ об организации воинского учета, приказ о назначении ответственного лица, план работы по осуществлению воинского учета, журнал проверок состояния воинского учета в организации и др.
4. Справочная информация. Тут рекомендуем хранить образцы документов воинского учета и соответствующие рекомендации.
2. Картотека личных карточек (вторая папка).
Действующая Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утв. приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 (далее – Инструкция № 700), предусматривает специальную форму для карточек, по которым в организациях осуществляется воинский учет призывников и военнообязанных. Это форма № 10, приведенная в приложении № 22 к Инструкции.
Карточка заполняется чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета четким, разборчивым почерком без помарок и неустановленных сокращений или в электронном виде и распечатывается с применением оргтехники.
Карточки на принятых на работу граждан, поставленных на воинский учет, помещаются в соответствующие разделы картотеки:
Картотека карточек граждан, поставленных на воинский учет, строится в алфавитном порядке.
Также необходимо выделять в отдельные группы карточки граждан, поставленных на воинский учет по месту пребывания на срок более трех месяцев и по месту, не подтвержденному регистрацией по месту жительства или месту пребывания.
Сверка сведений о воинском учете проводится не реже одного раза в год.
При увольнении граждан с работы личные карточки уволенных военнообязанных и призывников изымаются из картотеки организаций и сдаются в архив.
Порядок оформления, содержания и хранения личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, в организации подробно регламентирован разделом IV Инструкции № 700.
3. Делопроизводство по ведению воинского учета (работа с военкоматами) (третья папка).
В этой папке хранится весь документообмен (переписка) с военными комиссариатами и органами местного самоуправления:
4. Работа с гражданами по воинскому учёту (четвертая папка).
Содержание данной папки включает в себя хранение и ведение как журнала учета листков сообщений и корешков к ним, так и самих листков сообщений.
Данный журнал применяется для внесения информации о передаче в военные комиссариаты сведений об изменении учетных данных, содержащихся в личных карточках граждан, состоящих на воинском учете (подп. «е» п. 29 Методических рекомендаций).
Уведомить военный комиссариат (орган местного самоуправления) нужно в течение 2 недель с помощью листка сообщения.
Форма листка сообщения содержится в приложении № 1 Порядка сообщения организациями об изменении учетных данных граждан, состоящих на воинском учете, содержащегося в Методических рекомендациях (приложение № 13).
Документ состоит из двух частей: самого листка сообщения и отрывного корешка к нему.
Документ должен быть выдан на руки работнику, у которого изменились данные. В установленный срок работник с листком сообщения должен явиться в военный комиссариат (орган местного самоуправления) по месту жительства для постановки на корешке отметки о получении. Корешок с отметкой военного комиссариата (органа местного самоуправления) должен быть возвращен работнику, ответственному за военно-учетную работу.
7. Ведение воинского учета.
Если организация совершит все описанные выше шаги, то является подготовленной к самому порядку (процессу) ведения воинского учета. На данном этапе важно не только своевременно совершать каждое нижеперечисленное действие, но и систематично проводить мониторинг актуальности имеющихся сведений путем внесения в документацию соответствующих изменений.
Итак, ведение воинского учета сопровождается следующими действиями:
Перечень лиц, подлежащих/не подлежащих военному учету, перечислен в п.п. 14, 15 Положения о воинском учете, а предельный возраст граждан, пребывающих в запасе, подлежащих снятию с воинского учета, приведен в таблице Приложения № 1 к п. 4 Порядка ведения и хранения личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, который в свою очередь является Приложением № 7 к Методическим рекомендациям.
С более подробной информацией о том, какие документы входят в перечень воинского учета, какие сведения должны содержаться в личных карточках, какие действия относятся к мероприятиям с военнообязанными, и с иным можно ознакомиться по ссылке.
Напомним, что должностные лица (работодатели) несут ответственность за неисполнение обязанностей по воинскому учету. Сейчас в КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение следующих правонарушений:
1. Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ).
2. Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет (ст. 21.2 КоАП РФ).
3. Непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.3 КоАП РФ).
4. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (п. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
По первым трем пунктам, указанным выше, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 1000 до 3000 рублей, по правонарушению, описанному в четвертом пункте, – от 1000 до 5000 рублей.
Субъектами правонарушений в сфере воинского учета являются должностные лица организаций (руководитель или иной ответственный сотрудник) и сами граждане (призывники, «запасники»).
Срок давности привлечения к административной ответственности по ст.ст. 21.1, 21.2, 21.3, п. 3 ст. 21.4 КоАП РФ составляет 3 года с момента окончания нарушения (по длящимся исчисляется с момента обнаружения). Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности за совершение поименованных выше правонарушений относится к компетенции военных комиссариатов (военные комиссары, начальники отделений), дела об оспаривании постановлений о привлечении к ответственности относятся к компетенции судов общей юрисдикции.
Отметим, что обязанность по ведению воинского учета распространяется и на общественные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц. В отношении индивидуальных предпринимателей данное правило не действует, соответствующая обязанность законом на них не возложена, в связи с чем предприниматели не могут быть привлечены к административной ответственности по тем статьям КоАП РФ, которыми установлены санкции для должностных лиц организаций за нарушения в области воинского учета.
В настоящее время порядок ведения воинского учета требует постоянного внимания и знаний, которые должны быть не только теоретическими, но и практическими. Положение работодателей осложняется многочисленными изменениями действующего законодательства и участившимися проверками в данной сфере со стороны военкоматов. Для надлежащего построения и ведения воинского учета важная роль отводится грамотному специалисту –«кадровику». Указанное лицо может быть как штатным сотрудником организации, так и лицом, обеспечивающим ведение воинского на иных правовых основаниях (договорных).