Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 153000, г. Иваново, пер. Мархлевского, д. 17, пом. 18
  • +7(930)344-01-44
  • info@abif.ru

Краткий курс организации воинского учета по месту работы

18.11.2022

Количество просмотров: 420

Ранее воинскому учету не уделялось должного внимания, но текущая ситуация изменила подход к данному вопросу, и сейчас компании чувствуют острую необходимость в том, чтобы разобраться в порядке надлежащей организации воинского учета.

Основные аспекты ведения воинского учета организациями рассматривает эксперт Ассоциации профессиональных бухгалтеров и финансистов Ивановской области.

Воинский учет является формой реализации гражданами обязанности по защите Отечества, установленной ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, и представляет собой комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений о количественном составе и качественном состоянии призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет граждан осуществляется:

1. по месту жительства и (или) месту пребывания (на срок более 3 месяцев) или месту прохождения альтернативной гражданской службы – военными комиссариатами и (или) органами местного самоуправления;

2. по месту учебы – образовательными организациями;

3. по месту работы – организациями.

В последнем случае работодателю необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • обязанность ведения воинского учета возлагается законодательством РФ на организации независимо от форм собственности и на их должностных лиц;
  • ведение воинского учета осуществляется организацией с момента начала ее деятельности и прекращается при ее ликвидации;
  • военные комиссариаты уведомляются регистрирующим органом в течение 5 рабочих дней с момента внесения сведения в ЕГРЮЛ п. 11 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1092;
  • расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.

Требования к работодателям по организации осуществления воинского учета закреплены в п.п. 12-13 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение о воинском учете).

Условно действия работодателей по организации воинского учета можно разделить на 7 шагов.

1. Назначение ответственного лица.

Ответственным лицом может быть как директор организации, так и иное назначенное должностное лицо. Во втором случае рекомендуем ввести в штатное расписание должность «специалист по воинскому учету».

Количество работников, осуществляющих рассматриваемый учет, определяется исходя из количества сотрудников организации, состоящих на нем по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Например:

менее 500 граждан

1 работник, выполняющий обязанности по совместительству

от 500 до 2000 граждан

1 освобожденный работник

от 2000 до 4000 граждан

2 освобожденных работника

на каждые последующие 3000 граждан

1 освобожденный работник

При наличии в организации двух и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение – военно-учетный стол.

Далее, необходимо разработать должностную инструкцию для ответственного лица и представить её в военкомат при согласовании кандидатуры. Отметим, что соответствующее согласование требуется как при назначении ответственного лица, так и при его перемещении и увольнении.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.

2. Издание приказа об организации воинского учета.

Пунктом 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.07.2017 (далее – Методические рекомендации),предусмотрена обязанность каждой организации по разработке приказа об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе.

Форма данного приказа приведена в приложение № 4 к Методическим рекомендациям.

Проект приказа согласовываем:

  • с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение);
  • либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Назначение работника как временно исполняющего обязанности специалиста по воинскому учету в случае временного убытия последнего осуществляется также путем издания приказа.

3. Утверждение руководителем организации плана работы по воинскому учету.

Обращаем внимание на следующие обстоятельства:

  • форма плана работы по воинскому учету приведена в приложении № 17 к Методическим рекомендациям;  
  • план разрабатывается на календарный год;
  • план согласовывается с военным комиссариатом муниципального образования (п. 37 Методических рекомендаций). При нахождении организации на территории, где отсутствуют военные комиссариаты, план согласовывается с главой органа местного самоуправления сельского поселения или городского округа.

Дополнительно отметим, что в плане указываются мероприятия, их периодичность и ответственные лица. Отметки о выполнении плана проставляются чернилами (ручкой).

4. Постановка на воинский учет.

На данном этапе в первую очередь определяем «место» постановки на учет. Им может быть:

  • военкомат, осуществляющий свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение);
  • орган местного самоуправления сельского поселения или городского округа, осуществляющий первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Далее, заполняем карточку учета организаций форма № 18 (3 экземпляра).

При явке на постановку на учет дополнительно имеем при себе:

  • заявление о постановке организации на учет;
  • приказ об организации воинского учета;
  • план работы по воинскому учету;
  • заверенные копии регистрационных документов.

5. Организовываем рабочее место лица, ответственного за воинский учет.

Данный процесс предполагает совершение действий, обеспечивающих непосредственно сохранность документов по воинскому учету, а именно:

  • выделение специально оборудованного помещения для сотрудника;
  • выделение железных шкафов.

6. Утверждаем номенклатуру дел по воинскому учету.

Номенклатура дел – это порядок, регламентирующий распределение документов по папкам, описывающий содержимое каждой папки и каждого дела.

Ответственному сотруднику необходимо сформировать четыре папки:

1. Руководящие и регламентирующие документы воинского учета (первая папка).

Данная папка может состоять из четырех блоков:

1. Нормативно–правовые акты (НПА). Любой процесс организации воинского учета происходит в строгом соответствии с нормативно–правовой базой, которую необходимо знать каждому ответственному лицу и отслеживать все изменения в ней.

В данной папке, например, рекомендуется иметь:

- Федеральный конституционный закон «О военном положении»;

- Федеральный закон «Об обороне»;

- Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;

- выписку из КоАП РФ об ответственности за нарушение гражданами правил воинского учета;

- Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663;

- Положение о проведении военных сборов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333.

2. Локальные акты (ЛНА). В данной папке рекомендуется хранить, например, положение о воинском учете.

3. Документы по организации воинского учета. К ним, в частности, относим карточки формы № 18, приказ об организации воинского учета, приказ о назначении ответственного лица, план работы по осуществлению воинского учета, журнал проверок состояния воинского учета в организации и др.

4. Справочная информация. Тут рекомендуем хранить образцы документов воинского учета и соответствующие рекомендации.

2. Картотека личных карточек (вторая папка).

Действующая Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утв. приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 (далее – Инструкция № 700), предусматривает специальную форму для карточек, по которым в организациях осуществляется воинский учет призывников и военнообязанных. Это форма № 10, приведенная в приложении № 22 к Инструкции.

Карточка заполняется чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета четким, разборчивым почерком без помарок и неустановленных сокращений или в электронном виде и распечатывается с применением оргтехники.

Карточки на принятых на работу граждан, поставленных на воинский учет, помещаются в соответствующие разделы картотеки:

  • первый раздел – карточки офицеров запаса;
  • второй раздел – карточки солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;
  • третий раздел – карточки военнообязанных запаса женского пола;
  • четвертый раздел – карточки призывников.

Картотека карточек граждан, поставленных на воинский учет, строится в алфавитном порядке.

Также необходимо выделять в отдельные группы карточки граждан, поставленных на воинский учет по месту пребывания на срок более трех месяцев и по месту, не подтвержденному регистрацией по месту жительства или месту пребывания.

Сверка сведений о воинском учете проводится не реже одного раза в год.

При увольнении граждан с работы личные карточки уволенных военнообязанных и призывников изымаются из картотеки организаций и сдаются в архив.

Порядок оформления, содержания и хранения личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, в организации подробно регламентирован разделом IV Инструкции № 700.

3. Делопроизводство по ведению воинского учета (работа с военкоматами) (третья папка).

В этой папке хранится весь документообмен (переписка) с военными комиссариатами и органами местного самоуправления:

  • журнал регистрации документов воинского учёта –входящих;
  • журнал регистрации документов воинского учёта – исходящих;
  • сведения о принятых на работу;
  • сведения об уволенных с работы;
  • сведения о произошедших изменениях в военно-учётных данных;
  • списки сверок с военными комиссариатами;
  • форма № 18 – карточка первичного учета организации;
  • форма № 6 – отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе;
  • списки граждан женского пола, подлежащих постановке на военный учёт;
  • списки граждан, обязанных состоять, но не состоящих на военном учёте.

4. Работа с гражданами по воинскому учёту (четвертая папка).

Содержание данной папки включает в себя хранение и ведение как журнала учета листков сообщений и корешков к ним, так и самих листков сообщений.

Данный журнал применяется для внесения информации о передаче в военные комиссариаты сведений об изменении учетных данных, содержащихся в личных карточках граждан, состоящих на воинском учете (подп. «е» п. 29 Методических рекомендаций).

Уведомить военный комиссариат (орган местного самоуправления) нужно в течение 2 недель с помощью листка сообщения.

Форма листка сообщения содержится в приложении № 1 Порядка сообщения организациями об изменении учетных данных граждан, состоящих на воинском учете, содержащегося в Методических рекомендациях (приложение № 13).

Документ состоит из двух частей: самого листка сообщения и отрывного корешка к нему.

Документ должен быть выдан на руки работнику, у которого изменились данные. В установленный срок работник с листком сообщения должен явиться в военный комиссариат (орган местного самоуправления) по месту жительства для постановки на корешке отметки о получении. Корешок с отметкой военного комиссариата (органа местного самоуправления) должен быть возвращен работнику, ответственному за военно-учетную работу.

7. Ведение воинского учета.

Если организация совершит все описанные выше шаги, то является подготовленной к самому порядку (процессу) ведения воинского учета. На данном этапе важно не только своевременно совершать каждое нижеперечисленное действие, но и систематично проводить мониторинг актуальности имеющихся сведений путем внесения в документацию соответствующих изменений.

Итак, ведение воинского учета сопровождается следующими действиями:

  • определение перечня военнообязанных граждан в организации;
  • получение от военнообязанных подтверждающих документов;
  • заполнение надлежащим образом личных карточек по воинскому учету;
  • своевременное уведомление военкоматов о приеме/увольнении/изменении учетных сведений/о необходимости постановки на по месту жительства (месту пребывания);
  • осуществление сверки сведений с военкоматами.

Перечень лиц, подлежащих/не подлежащих военному учету, перечислен в п.п. 14, 15 Положения о воинском учете, а предельный возраст граждан, пребывающих в запасе, подлежащих снятию с воинского учета, приведен в таблице Приложения № 1 к п. 4 Порядка ведения и хранения личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, который в свою очередь является Приложением № 7 к Методическим рекомендациям.

С более подробной информацией о том, какие документы входят в перечень воинского учета, какие сведения должны содержаться в личных карточках, какие действия относятся к мероприятиям с военнообязанными, и с иным можно ознакомиться по ссылке.

Напомним, что должностные лица (работодатели) несут ответственность за неисполнение обязанностей по воинскому учету. Сейчас в КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение следующих правонарушений:

1. Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ).

2. Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет (ст. 21.2 КоАП РФ).

3. Непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.3 КоАП РФ).

4. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (п. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

По первым трем пунктам, указанным выше, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 1000 до 3000 рублей, по правонарушению, описанному в четвертом пункте, – от 1000 до 5000 рублей.

Субъектами правонарушений в сфере воинского учета являются должностные лица организаций (руководитель или иной ответственный сотрудник) и сами граждане (призывники, «запасники»).

Срок давности привлечения к административной ответственности по ст.ст. 21.1, 21.2, 21.3, п. 3 ст. 21.4 КоАП РФ составляет 3 года с момента окончания нарушения (по длящимся исчисляется с момента обнаружения). Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности за совершение поименованных выше правонарушений относится к компетенции военных комиссариатов (военные комиссары, начальники отделений), дела об оспаривании постановлений о привлечении к ответственности относятся к компетенции судов общей юрисдикции.

Отметим, что обязанность по ведению воинского учета распространяется и на общественные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц. В отношении индивидуальных предпринимателей данное правило не действует, соответствующая обязанность законом на них не возложена, в связи с чем предприниматели не могут быть привлечены к административной ответственности по тем статьям КоАП РФ, которыми установлены санкции для должностных лиц организаций за нарушения в области воинского учета.

В настоящее время порядок ведения воинского учета требует постоянного внимания и знаний, которые должны быть не только теоретическими, но и практическими. Положение работодателей осложняется многочисленными изменениями действующего законодательства и участившимися проверками в данной сфере со стороны военкоматов. Для надлежащего построения и ведения воинского учета важная роль отводится грамотному специалисту –«кадровику». Указанное лицо может быть как штатным сотрудником организации, так и лицом, обеспечивающим ведение воинского на иных правовых основаниях (договорных).