15.08.2023
Количество просмотров: 253
При проведении налоговых проверок предприниматели допускают типичные нарушения, из-за которых налогоплательщики попадают под пристальное внимание налоговых органов. Как правило, данные ошибки приводят к ухудшению перспектив разрешения налогового спора.
Во-первых, вместе с решением о выездной проверке налогоплательщик получает объёмное требование о представлении необходимых документов/информации. И от того, какие документы/информацию получит налоговый орган в ответ на первоначальное требование, насколько грамотно они оформлены, зависит результат проверки.
Кроме того, следует предупредить своих контрагентов о возможной встречной проверке. Это позволит избежать расхождений в документах как с поставщиками/подрядчиками, так и с покупателями/заказчиками.
Все ответы на требования необходимо оценивать через призму выгоды, и при представлении документов/информации в налоговый орган важно соблюдать следующие правила:
Если налогоплательщик отказывается представить запрашиваемые документы или у проверяющих возникнет опасение, что документы могут быть уничтожены, заменены или исправлены, может быть принято решение о выемке. Зачастую выемка проводится совместно с сотрудниками правоохранительных органов. Важно знать:
Эксперты Ассоциации профессиональных бухгалтеров и финансистов Ивановской области напоминают, что лучшая подготовка к выемке – полное исключение возможности обнаружения компрометирующих документов и предметов в ходе выемки. В случае их обнаружения готовиться нужно уже к построению стратегии защиты с учетом изъятых документов.
Невнимательное отношение к допросам в ходе проверки является одновременно частой и грубой ошибкой налогоплательщика. В настоящее время информация, полученная в ходе допроса, используется инспекторами в качестве одного из основных доказательств налогового нарушения. Причем значение имеют как показания руководителя и сотрудников проверяемой организации (в т. ч. бывших сотрудников), так и показания руководителя «подставной компании».
Неявка на допрос, взятая ст. 51 Конституции РФ, ответы на все вопросы: – «не помню, не знаю, надо поднять архивы» мало эффективны, т. к. такое поведение истолковывается налоговым органом как косвенное доказательство отсутствия реальных операций с контрагентом.
Напротив, грамотно подготовленный сотрудник, который способен внятно пояснить, откуда взялся спорный контрагент, как с ним работали, сможет если не снять все подозрения, то изменить позицию налогового органа.
Поэтому мы рекомендуем:
Как показывает наша практика, чтобы избежать возможных ошибок, к налоговой проверке необходимо готовиться заранее. Проведение подготовительных мероприятий позволяет предотвратить часть доначислений за счет выявления и своевременного исправления неточностей в документах, инструктажа сотрудников и т. п. Кроме того, в ходе подготовки к налоговой проверке удается заранее собрать доказательственную базу, что позволяет в дальнейшем более эффективно обжаловать решения по итогам выездной налоговой проверки.