Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 153000, г. Иваново, пер. Мархлевского, д. 17, пом. 18
  • +7(930)344-01-44
  • info@abif.ru

Налоговая и маркетплейсы: скрытые угрозы

13.03.2025

В прошлом году продавцы на маркетплейсах (Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет) в Ивановской области были неприятно удивлены - данные о реальном размере их выручки были переданы в ФНС. Налоговые органы провели мероприятия налогового контроля. И некоторые столкнулись с доначислениями в ходе камеральных проверок.

Дело в том, что многие продавцы принимали в расчёт выручки лишь ту сумму, которая поступила на расчетный счет, исключая вознаграждение и расходы маркетплейса. Однако при продаже товаров через маркетплейс следует иметь ввиду, что он выступает в качестве агента, а продавец – комитента. Соответственно для ФНС (и для предпринимателя) выручка включает полную сумму реализации товара на платформе, включая комиссию маркетплейса. При реализации товаров по договору комиссии базой по НДС, УСН, налога на прибыль у комитента признается стоимость товаров, по которой комиссионер реализует их покупателю. Так же если организация/ИП получает от маркетплейса компенсацию за скидки, предоставленные им покупателям, эта компенсация также включается в базу как средства, связанные с оплатой реализованных товаров.

Кроме того, с 2025 года рассматривается вопрос передачи электронными площадками на постоянной основе в ФНС информации, необходимой для выявления и предотвращения схем дробления бизнеса. Подробности такого информационного обмена обсудил глава ФНС.

Например, Вы регистрируете нового ИП после того, как доход первого приближается к 60 млн руб. (т.к. лимит применения УСН без НДС ограничивается 60 млн руб.). Выгрузка товаров идёт с одного ip-адреса, ассортимент совпадает, одинаковые фамилии владельцев личных кабинетов, общность номеров телефонов и электронной почты. Для маркетплейса собрать и передать данную информацию не составит труда.

Полагаем, в первую очередь в зоне риска окажутся индивидуальные предприниматели, которые составляют основную категорию продавцов. Объединения будут происходить активно, и для многих это станет болезненным процессом. Многие предприниматели уже подсчитали, сколько они потеряют на НДС при доходах свыше 60 млн руб., а вот что делать с явными признаками дробления – оценили немногие.

Напомним, ключевыми признаками дробления в данном случае будут следующие:

  • продажа товаров одного и того же бренда;
  • отсутствие лицензионных соглашений на использование товарного знака;
  • общие ip-адреса;
  • одни и те же контактные лица;
  • передача денег от номинального владельца к реальному;
  • централизация всех процессов под управлением одного лица.

Безусловно, в 2025 году всех проверить у налоговиков не получится. Однако это не повод не обращать внимание на подобные «мелочи». Стоит задуматься и, пока есть время, начать вносить коррективы в свои бизнес.

В настоящее время маркетплейсы стали не просто партнерами для бизнеса, а фактически превратились в новый инструмент контроля.

Эксперт Ассоциации профессиональных бухгалтеров и финансистов Ивановской области подчеркивает, что переход от дробления к разделению бизнеса требует затрат на переходный процесс и его дальнейшее содержание. Именно поэтому налоговые органы утверждают, что разделение номинально.

Выявление рисков на раннем этапе позволит перестроить схему работы вашего бизнеса и добровольно отказаться от дробления, пока налоговые органы его вам не вменили.