13.03.2025
В прошлом году продавцы на маркетплейсах (Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет) в Ивановской области были неприятно удивлены - данные о реальном размере их выручки были переданы в ФНС. Налоговые органы провели мероприятия налогового контроля. И некоторые столкнулись с доначислениями в ходе камеральных проверок.
Дело в том, что многие продавцы принимали в расчёт выручки лишь ту сумму, которая поступила на расчетный счет, исключая вознаграждение и расходы маркетплейса. Однако при продаже товаров через маркетплейс следует иметь ввиду, что он выступает в качестве агента, а продавец – комитента. Соответственно для ФНС (и для предпринимателя) выручка включает полную сумму реализации товара на платформе, включая комиссию маркетплейса. При реализации товаров по договору комиссии базой по НДС, УСН, налога на прибыль у комитента признается стоимость товаров, по которой комиссионер реализует их покупателю. Так же если организация/ИП получает от маркетплейса компенсацию за скидки, предоставленные им покупателям, эта компенсация также включается в базу как средства, связанные с оплатой реализованных товаров.
Кроме того, с 2025 года рассматривается вопрос передачи электронными площадками на постоянной основе в ФНС информации, необходимой для выявления и предотвращения схем дробления бизнеса. Подробности такого информационного обмена обсудил глава ФНС.
Например, Вы регистрируете нового ИП после того, как доход первого приближается к 60 млн руб. (т.к. лимит применения УСН без НДС ограничивается 60 млн руб.). Выгрузка товаров идёт с одного ip-адреса, ассортимент совпадает, одинаковые фамилии владельцев личных кабинетов, общность номеров телефонов и электронной почты. Для маркетплейса собрать и передать данную информацию не составит труда.
Полагаем, в первую очередь в зоне риска окажутся индивидуальные предприниматели, которые составляют основную категорию продавцов. Объединения будут происходить активно, и для многих это станет болезненным процессом. Многие предприниматели уже подсчитали, сколько они потеряют на НДС при доходах свыше 60 млн руб., а вот что делать с явными признаками дробления – оценили немногие.
Напомним, ключевыми признаками дробления в данном случае будут следующие:
Безусловно, в 2025 году всех проверить у налоговиков не получится. Однако это не повод не обращать внимание на подобные «мелочи». Стоит задуматься и, пока есть время, начать вносить коррективы в свои бизнес.
В настоящее время маркетплейсы стали не просто партнерами для бизнеса, а фактически превратились в новый инструмент контроля.
Эксперт Ассоциации профессиональных бухгалтеров и финансистов Ивановской области подчеркивает, что переход от дробления к разделению бизнеса требует затрат на переходный процесс и его дальнейшее содержание. Именно поэтому налоговые органы утверждают, что разделение номинально.
Выявление рисков на раннем этапе позволит перестроить схему работы вашего бизнеса и добровольно отказаться от дробления, пока налоговые органы его вам не вменили.