Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 153000, г. Иваново, пер. Мархлевского, д. 17, пом. 18
  • +7(930)344-01-44
  • info@abif.ru

Оценка получения налоговой выгоды: новые реалии

В последнее время ФНС активно совершенствует систему распознавания финансовых схем при участии «технических компаний». Если ваш поставщик оказался «техническим», то к Вам могут возникнуть налоговые претензии. Таких дел в судебной практике по налоговым спорам подавляющее большинство. Оспорить решения налоговиков о доначислении налогов становится сложнее. Однако существует положительная судебная практика, которая описывает случаи, когда действия ФНС носили необоснованный характер.

Напомним, уменьшить налоги можно, только, если одновременно выполняются следующие условия (ст. 54.1 НК РФ):

1) не искажены факты хозяйственной жизни/объекты налогообложения;

2) сделка исполнена надлежащим лицом;

3) основная цель сделки – не уменьшение налогов.

Налоговая служба проанализировала, как работает ст. 54.1 НК РФ, по которой инспекторы и суды устанавливают необоснованную налоговую выгоду (письмо ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060). Данное письмо не только систематизировало судебную практику, но и изменило подходы ФНС.

Во-первых, налоговый орган вернулся к стандарту должной осмотрительности, который прямо не указан в ст. 54.1 НК РФ. Теперь ФНС будет более тщательно оценивать обстоятельства, характеризующие выбор контрагента. В п. 7-8 Письма указаны признаки недобросовестности контрагента (обналичивание, использование одних IP-адресов, несоответствие стандартам разумного поведения, фактическая подконтрольность и т. д.). И закреплён взгляд на должную осмотрительность как коммерческую, то есть при налоговых отношениях следует проявлять такую же осмотрительность, как и в гражданско-правовом обороте. Ведомством разъяснено, что уровень предъявляемых требований к выбору контрагента может быть разными зависит от многих факторов (сумма сделки, регулярность, обычность и др.).

В целом отсутствие коммерческой осмотрительности при выборе поставщика заключается в следующем:

  • нет лицензий, свидетельств СРО, необходимых ресурсов (производственных, финансовых, трудовых, материальных, информационных);
  • необъяснимый выбор контрагента (например, без запросов коммерческих предложений, нет рекламы в СМИ, сайта, рекомендаций партнёров);
  • отсутствие взаимодействия при подписании договора (например, без деловой переписки);
  • особые условия договора (цена договора существенно ниже рыночной, отсрочка платежа и др.);
  • ошибки и отсутствие реквизитов в документах (например, нет дат);
  • непринятие мер по защите нарушенного права (например, оплата товара без дальнейшей его поставки);
  • неизвестность адреса офиса/производства/склада/торговых помещений;
  • нарушение процедуры согласования договора;
  • непрофильная и сверхрисковая сделка;
  • отсутствие проверки с помощью онлайн-сервисов.

Если предприниматели не будут следовать указанным в Письме правилам контроля контрагентов, то увеличится риск признания сделок фиктивными и, соответственно, неправомерность вычетов по НДС и учёта расходов по налогу на прибыль. В этой связи ФНС рекомендует включать в договоры налоговую оговорку (п. 18 Письма), то есть право требовать взыскание недоимки с контрагента при невыполнении им налоговых обязательств.

Во-вторых, ФНС признала возможность реконструкции по НДС и налогу на прибыль, в том числе в случае дробления бизнеса. Однако рассчитывать на данную процедуру смогут не все организации/ИП, а лишь те, кто успешно пройдут проверку на реальность сделок. Причём собирать доказательства, что хозяйственные операции фактически имели место, придётся и самому налогоплательщику.

Обращаем внимание, что при налоговой реконструкции документы, подтверждающие расходы, должны соответствовать требованиям ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учёте»: каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учётным документом. А налоговые вычеты (п. 1 ст. 172 НК РФ) производятся на основании счетов-фактур. Таким образом, данные требования будет сложно соблюдать при взаимодействии с «техническими» контрагентами. Кроме того, для получения вычета по НДС указанный вместо «технического» реальный контрагент должен отразить НДС в книге продаж и уплатить НДС, иначе не образуется источник для вычета налога.

Итак, рассмотрим алгоритм оценки обоснованности уменьшения налогов, который закреплён в Письме ФНС.

1 этап – расчёт налоговой экономии/выгоды (в т. ч. вычетов) и, соответственно, суммы возможных доначислений налогов, штрафов, пеней.

2 этап – проверка сделок/операций на реальность, совокупность контрольных мероприятий, которые подтверждают/опровергают факт совершения операций в действительности, искажения сведений о них в учёте и получение исполнения/оплаты по ним.

3 этап – проверка на сторону договора, оценка возможности исполнения сделки именно тем лицом, которое является стороной договора, то есть оценка на наличие признаков «технической компании».

4 этап – проверка на умышленное уклонение от уплаты налогов, доказательство неправомерности действий налогоплательщика и степени его вовлечённости в налоговое правонарушение.  

5 этап – проверка на проявление должной коммерческой осмотрительности и осведомлённости (мог ли знать о «техническом» контрагенте).

Обращаем внимание, в случае, если сделка нереальна и не имеет место в действительности, остальные этапы оценки не проводятся. Организациям/ИП доначисляют НДС и налог на прибыль в полном объёме и назначают штраф – 40 %.

И только в случае, если перечисленные этапы успешно пройдены, налогоплательщик имеет право на вычеты по НДС и может учесть расходы по налогу на прибыль.

Рассмотренная последовательность оценки обоснованности получения налоговой выгоды наглядно представлена на схеме по указанной ссылке.

Таким образом, для учёта расходов и возможности применения вычета инспекторы проверят: был ли умысел в уклонении от уплаты налогов, мог ли знать налогоплательщик о «технической компании» и не была ли сделка исполнена своими силами.

Комментирует эксперт Ассоциации профессиональных бухгалтеров и финансистов Ивановской области:

Чтобы не дожидаться вызова на рабочую группу в ИФНС или проведения тематической проверки по НДС, предпринимателям достаточно самостоятельно проанализировать сделки и контрагентов, ответив на следующие вопросы:

  1. как выбирали контрагента и заключали договор
  2. почему выбрали именно данного контрагента
  3. как убедились в его способности выполнить обязательства
  4. как взаимодействовали друг с другом.