Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 153000, г. Иваново, пер. Мархлевского, д. 17, пом. 18
  • +7(930)344-01-44
  • info@abif.ru

Проблемный контрагент или надёжный партнёр: как определить?

15.04.2025

Количество просмотров: 129

Сделки со спорными, проблемными контрагентами, фиктивные поставки, работы, услуги – самая массовая категория налоговых споров. Столкнуться с необходимостью доказывать реальность сделки может любой налогоплательщик, если его налогооблагаемая база уменьшена за счет расходов на закупку товаров, работ, услуг от таких спорных контрагентов. Причем претензии могут возникнуть в разной форме: в актах налоговых проверок, на «рабочих встречах» и комиссиях в ФНС. Поэтому сегодня важно знать своего контрагента.

Должная осмотрительность представляет собой комплекс мероприятий, которые компания должна осуществлять при оценке контрагента на предмет налоговых рисков в целях обоснования собственной налоговой добросовестности. Т. е. данная проверка необходима для анализа добросовестности партнера, проверки его деловой репутации и определения возможности дальнейшего сотрудничества.

Тем не менее многие компании игнорируют проверку контрагентов и сотрудничают со всеми организациями без исключений, как осознанно, так и положившись «на авось». Такой подход может привести к санкциям со стороны ФНС, включая доначисления налогов, отказ в вычетах, штрафы и другие последствия.

На законодательном уровне отсутствует четкое определение термина «должная осмотрительность». В результате нет конкретного списка проверочных мероприятий, которые организация должна выполнить, чтобы защитить себя от рисков сотрудничества с недобросовестными компаниями. Поэтому каждая компания самостоятельно разрабатывает порядок проверки своих партнеров.

Партнер может добросовестно выполнять свои обязательства по договору, однако уклоняться от уплаты налогов. В таком случае ФНС может заподозрить Вас в получении необоснованной налоговой выгоды, ссылаясь на ст. 54.1 НК РФ.

Нарушение налогового законодательства со стороны недобросовестного партнера не является автоматическим доказательством получения необоснованной налоговой выгоды. Однако, согласно п. 10 Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, ФНС имеет право привлечь к ответственности организацию, сотрудничающую с недобросовестным контрагентом, если сможет доказать, что:

  • компания действовала без должной осмотрительности и осторожности, и ей следовало знать о нарушениях, допущенных контрагентом;
  • деятельность компании и ее взаимозависимых лиц была направлена на осуществление операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с партнерами, нарушающими налоговое законодательство.

К тем, кто игнорирует должную осмотрительность, налоговые органы могут применить различные санкции:

  • произвести доначисление налога, сумма которого была занижена, например, из-за участия в сделке с фирмами-однодневками;
  • отказать в налоговом вычете, если контрагент не уплачивает НДС;
  • начислить пени за просрочку уплаты доначисленного налога;
  • наложить штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога за неумышленное нарушение (п. 1 ст. 122 НК РФ);
  • наложить штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога за умышленное нарушение (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Безусловно, проверка контрагента не является универсальным решением. По результатам проверки нельзя с полной уверенностью утверждать, платит ли контрагент налоги. Тем не менее соблюдение должной осмотрительности значительно уменьшит количество претензий со стороны ФНС.

Ключевые признаки недобросовестного контрагента:

  • адрес массовой регистрации;
  • массовый руководитель;
  • неудовлетворительное финансовое положение;
  • наличие долгов по налогам и сборам;
  • отсутствие контакта с руководителем контрагента;
  • отсутствие информации о контрагенте в ЕГРЮЛ / ЕГРИП.

Поэтому крайне важно предоставлять максимальное количество доказательств, подтверждающих свою правоту, уже на стадии принятия итогового решения по проверке или вместе с апелляционной жалобой на данное решение.